+7 (931) 257-55-44

mail@atumfire.ru


СМИС - мониторинг инженерных систем зданий и сооружений

Стремительное развитие и внедрение информационных технологий на территории РФ в середине 1990-х начале 2000 годов дало старт бурному развитию систем автоматизации в различных отраслях экономики. Основным направлением стало внедрение автоматических систем управления технологическими процессами (АСУТП). Далее следовало интегрирование систем АСУ ТП и электронного документооборота в рамках единой системы управления предприятием (ERP).

Широкий уровень автоматизации и достигнутые успехи на ниве НИР в области информационных технологий позволили повысить эффективность и безопасность производств, качество выпускаемой продукции и снизить издержки.

Однако несмотря на эти достижения с начала 2000 годов в различных сферах экономики РФ наблюдается устойчивый рост аварийности, числа техногенных катастроф, растут их масштабы и последствия. Основные причины:

  • старение основных фондов

  • эксплуатация производств собственниками на "износ"

  • старение кадров и дефицит квалифицированных специалистов

В середине 2000-х годов на различных предприятиях страны относящихся к категории опасных и особо опасных стали внедрять различные системы мониторинга с выводом данных в собственные отделы диспетчеризации, которые осуществляли анализ поступающей информации и дальнейшие оперативные действия персонала . Но и эти меры зачастую не давали ощутимых результатов в снижении уровня аварийности и масштабов катастроф.

В качестве одного из печальных примеров последнего времени можно привести аварию на Саяно-Шушенской ГЭС произошедшую 17 августа 2009 года. В результате аварии погибло 75 человек, оборудованию и помещениям станции нанесён серьёзный ущерб. Последствия аварии отразились на экологической обстановке акватории, прилегающей к ГЭС, на социальной и экономической сферах региона.

Выдержка из "Итогового доклад парламентской комиссии по расследованию обстоятельств, связанных с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного характера на Саяно-Шушенской ГЭС":

Авария на СШГЭС с многочисленными человеческими жертвами стала следствием целого ряда причин технического, организационного и нормативного правового характера. Большинство этих причин носит системный многофакторный характер, включая недопустимо низкую ответственность эксплуатационного персонала, недопустимо низкую ответственность и профессионализм руководства станции, а также злоупотребление служебным положением руководством станции.

Не был должным образом организован постоянный контроль технического состояния оборудования оперативно-ремонтным персоналом (что должно предусматриваться инструкцией по эксплуатации гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, утверждённой главным инженером СШГЭС от 18.05.2009 г.). Основной причиной аварии стало непринятие мер к оперативной остановке второго гидроагрегата и выяснения причин вибрации.

Можно бесконечно долго рассуждать о причинах данной аварии, количестве сопутствующих факторов, личной ответственности должностных лиц - однако одно остается непреложным, любая система безопасности замкнутая сама в себе и не выдающая сигналов о нештатных ситуациях за пределы ответственности руководящего звена, рано или поздно даст сбой.

Таким образом очевидным становится необходимость наличия на объектах различного уровня опасности неких информационных систем производящих комплексный анализ ситуации на объекте, с выдачей сигналов о нештатной ситуации в центры мониторинга и реагирования, за пределами самого объекта. В целях реализации такой схемы работы на территории РФ был принят ряд законодательных актов:

  • ГОСТ Р 22.1.12-2005 "Безопасность в ЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования"

  • Федеральный закон №123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

  • Федеральный закон №384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"

  • Распоряжение правительства РФ №1047-р от 21.06.2010 "О перечне национальных стандартов и сводов правил, в результате которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона №384-ФЗ"

Наша компания с начала 2010 года активно занимается вопросами проектирования и монтажа Систем мониторинга инженерных систем (СМИС). По причине крайне малого количества доведенных до монтажа объектов на территории РФ, и скудной законодательной и опытной базой в области требований к СМИС , качественные и количественные параметры системы полностью зависят от подхода проектной организации, ее компетентности и порядочности. Обращайтесь к нам , и вместе мы сможем создать СМИС с необходимым функционалом и адекватной стоимостью.

Хочется особо отметить, что системы СМИС не надо воспринимать как финансовую обузу, ведь в первую очередь это - показатель социальной ответственности бизнеса перед обществом.